Научить и уберечь от ошибок

В 2016 году наш Фонд, как обычно, не оставил вниманием и заботой своих давних подопечных — выпускников детских домов Новосибирска. На этот раз мы работали по контракту с Агентством развития социальной политики города Новосибирска. О деятельности Фонда в этом направлении рассказывает координатор проекта Надежда Ивановна Глухова.

  • Здравствуйте, Надежда Ивановна. Расскажите, пожалуйста, о проекте сопровождения выпускников детских домов в 2016 году.
  • С июня по декабрь 2016 года мы реализовали проект «Услуги по организации постинтернатного сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей города Новосибирска». Проект реализовался по контракту, на конкурсной основе. За это время были поставлены определённые задачи по этому проекту, и мы их выполнили. Мы осуществляли индивидуальное сопровождение выпускников, которым ещё не исполнилось 23 лет. На каждого выпускника был разработан план сопровождения, с учётом проблем, которые требовали решения, с учётом пожеланий и рекомендаций кураторов. В план сопровождения закладывались цели, необходимые для выпускника: например, трудоустройство, окончание образовательного учреждения, оформление пособий и льгот, реализация прав, и целый ряд других вопросов. Для девушек с детьми возникал целый ряд задач, связанных с психологией семейных отношений, детско-родительских отношений, ставилась задача овладеть способами воспитания и развития детей. И во всех случаях актуальной была проблема ликвидации задолженности по оплате жилья, коммунальных услуг. Потому что многие выпускники имеют большие задолженности, которые могли в последствия спровоцировать потерю жилья.
  • Сколько выпускников приняло участие в проекте?
  • Планировалось 45 человек. Мы взяли на сопровождение 47 выпускников, по числу желающих, из Первомайского, Ленинского, Калининского районов Новосибирска. У каждого куратора было по 15-16 выпускников. Кураторы периодически встречались с выпускниками, созванивались с ними по телефону и регулярно общались через социальные сети.
  • Каковы количественные и качественные результаты?
  • Если говорить о том, какие были достигнуты результаты, то можно отметить следующие моменты. Все 47 участников получили социально-психологические, социально-правовые, социально-педагогические, социально-бытовые, социально-медицинские, социально-экономические услуги, всего — 1142 услуги. За время, когда выпускники находились на сопровождении, количество обучающихся выпускников выросло. Вначале обучалось 6 человек, в конце проекта — 12. Это в основном обучающиеся в профессиональных училищах и на различных курсах по получению профессии. Увеличение учащихся в два раза — это очень неплохая цифра, получение профессии значит очень много для дальнейшего жизнеустройства выпускника. Хорошие результаты есть по трудоустройству. Если вначале проекта только 9 из 47 выпускников было трудоустроено, то к концу проекта число работающих составило 21 человек. Отдельная проблема — большие задолженности по уплате за жильё и коммунальные услуги. На старте проекта долги свыше 5 тыс. рублей имели 41 человек из 47. Если округлить, это около 80 процентов. Из них 25 человек либо погасили долг совсем, либо кардинально сократили долг.
  • Есть ли специфика работы кураторов со взрослыми выпускниками?
  • Конечно, категория людей, с которой работали кураторы, – сложная. Например, на сопровождении было 6 выпускников, которые имели судимости. Нелегко уберечь от совершения правонарушений людей, которые уже побывали в местах лишения свободы или имели опыт противоправных действий. Но мы с этим справились. Ни один из тех, кто находился на сопровождении, не совершил противоправных действий. Для девушек очень важна родительская компетентность, над её повышением тоже работают кураторы. За время сопровождения родители стали больше интересоваться психическим и физическим развитием своих детей, освоили развивающие игры, стали беспокоиться о безопасности своих детей, закрывать окна и двери, убирать опасные вещества, перестали оставлять детей без присмотра. Родители осознали, насколько важно регулярно посещать детский сад. За время сопровождения у нас было 4 выпускницы, которые родили детей, и ни одна не отказалась от ребёнка в родильном доме. Из всех сопровождаемых пятеро являлись инвалидами. Им всем была оказана помощь в оформлении или продлении инвалидности, содействие в получении медицинской и иной помощи.
  • Насколько выпускники удовлетворены результатами проекта?
  • После того, когда проект подошёл к концу, был проведён итоговый мониторинг деятельности кураторов методом анкетирования. В анкетах выпускники сообщали, насколько они довольны работой кураторов и нуждаются ли они в дальнейшем в сопровождении. Согласно опроса, выпускники получали помощь кураторов в 100% случаев обращения и практически не получали отказа. Участники опроса достаточно высоко оценили деятельность кураторов. 33 человека из 47-и поставили своим кураторам по 10 баллов (это высшая оценка). 6 человек оценили работу кураторов на 9 баллов, и 6 выпускников дали куратору 8 баллов. То есть, 45 участников дали высокую оценку. Помощью кураторов для разрешения трудностей по время обучения воспользовались 9 участников. Почти все выпускники обращались к куратору за помощью в различных конфликтных ситуациях: со сверстниками, с соседями по квартире, по дому, с различными организациями. Все такие конфликты с помощью куратора удалось урегулировать. 35 человек получили юридическую и правовую помощь, в результате оформив все необходимые документы. Жилищно-бытовые проблемы с нашей помощью решили 41 человек, в том числе с оплатой жилья. По результатам опроса 42 выпускника хотели бы, чтобы кураторство продолжалось и дальше.
  • Какие проблемы выпускников детских домов Вы бы выделили особо и в чём видите перспективы дальнейшей работы?
  • В особо сложных ситуациях оказываются мамы-выпускницы. Больше 50% из них — это мамы, отдельно воспитывающие детей. Проблема распространения одинокого материнства среди выпускниц детских домов сейчас стоит очень остро. На наш взгляд, готовить девочек к материнству следует не после выпуска, когда уже поздно, а на уровне детского дома. Уже со школьного возраста надо обсуждать с девочками, что такое материнство, что такое семейный проект. Конечно, просто моралью и беседами эту проблему не решить. Нужны обсуждения, знакомство с законодательством, разбор живых историй, психологический разбор ситуаций, возникающих в жизни. Понимая всё это и желая профилактировать многие моменты, мы в 2016 году году разработали 30-часовую программу просвещения для ребят, которые которые пока ещё только учатся в профессиональных лицеях и училищах. Мы провели такое просвещение в трёх учебных заведениях: это профессиональные училища № 18 (в Первомайском районе) и №22 (в Калининском районе) и Профессиональный лицей №51 в Первомайском районе. Нам удалось убедить заказчика, что такое просвещение необходимо, и это направление вошло в контракт. В итоге слушателями стали 95 человек. Весь материал, который касался их жилищных прав, реализации этих прав, подводных камней, которые могут их ожидать при приватизации, риски мошеннических действий, мы рассказывали все это в доступной форме. Мы рассказывали им о конституционных правах и обязанностях, делая упор на обязанностях. Потому что потребительская позиция, усвоенная ребятами в детских домах, мешает их социализации. Также им доносилось трудовое законодательство в доступной форме, включая ответственность, и административную, и уголовную. Подробно разбиралось семейное законодательство, и не просто формально, а разбирались жизненные ситуации, которые бывают. Мы также подняли тему сохранения здоровья: чем чаще болеют молодые люди, каковы причины заболеваний и какую роль играет личная гигиена. Ребята хорошо приняли наш лекционный курс, и мы получили хорошие отзывы от педагогов училищ. Думаем, что это является перспективным направлением профилактической работы, и в дальнейшем необходимо включать его в проекты сопровождения.
  • Вы упомянули о проблеме задолженности за жильё среди выпускников. Насколько ситуация серьёзна?
  • Среди выпускников детских домов очень распространена такая проблема, как задолженность за жильё, за коммунальные услуги. Разумеется, у нас в обществе немало так называемых «злостных неплательщиков», но для выпускников это явление — источник настоящей опасности. У выпускников мало социального опыта, они очень уязвимы и доверчивы, а эти задолженности служат средством для мошенников заполучить у ребят их квартиры. Мошенники под видом оплаты огромного коммунального долга начинают выкупать и даже отбирать жилье. Иногда даже принуждение используют, хотя чаще входят в доверие, убеждают, подпаивают, а затем овладевают жильём за бесценок. Да, у нас запрещено приватизировать жильё, которое было получено после 1 января 2013 года. Но в группу риска попало жилье, которое было выдано до 2013 года. По некоторым данным, около 30-40% такого жилья было реализовано подобным образом.

Расскажу конкретную историю, героем которой стал выпускник коррекционного детского дома №6 Павел М. По достижении совершеннолетия он, как десятки других выпускников, получил комнату 11 кв. метров в трёхкомнатной квартире (тогда не было практики выделения студий, как с 2013 года). Как и многие другие выпускники, накопил большой долг по коммунальным платежам. Особой сознательностью он не отличался, мог выпить, погулять и так далее. Уровень правовой грамотности и реальной оценки обстановки у парня тоже был достаточно низок. В результате, очередная группа мошенников, подпоив парня, взяла с него доверенность для полного распоряжения его жильём для приватизации и последующей продажи. На этом основании они запустили процесс приватизации квартиры и практически уже оформили договор её купли-продажи. И в этот момент Павел к нам попал на сопровождение.

Мы вмешались в эту ситуацию, когда дело было уже почти сделано, мошенники передали парню 100 тыс. рублей за квартиру и больше отдавать не собирались. Мы убедили его отказаться от сделки, но со стороны мошенников к нему посыпались угрозы, и мы поняли, что это целая преступная группа. Мы вынуждены были этого парня просто-напросто спрятать для того, чтобы он остался жив. Он полтора года проживал тайно в одном из монастырей Новосибирской области. За это время мы вели переговоры с людьми, которые завладели доверенностью и пытались оформить договор купли-продажи. Мы поставили в известность все правоохранительные органы, прокуратуру и учреждения по регистрации прав собственности. Мы попросили по возможности задержать или не ускорять регистрацию сделки. Люди в этих организациях были совестливые и несмотря на нотариальную доверенность, они слегка задержали оформление сделки. В конце концов, мы разыскали мать Павла, которая в своё время была лишена родительских прав. Выяснилось, что сейчас она ведёт более ответственный образ жизни. Мы убедили женщину, что надо помочь вернуть жильё сыну, которого на не видела много лет.

В результате мама выкупила комнату сына обратно за 100 тысяч, аннулировала доверенность и вернула жильё парню. Отношения Павла с мамой восстановились, она помогает ему до сих пор. Три года назад эта история началась, а два месяца назад у парня родился сын. Счастливый такой конец. Нашему Фонду даже вручили Благодарность о МВД за помощь.

  • Каковы перспективы продолжения работы в интересах выпускников в дальнейшем?
  • Перспективы зависят от денежных средств, которые будут выделяться для дальнейшей работы. Мы надеемся, что мэрия понимает важность этой проблемы, и изыщет финансовые средства для того, чтобы оказывать поддержку этим несоциализированным ребятам. Надо понимать, что в местах локального проживания почти 10% выпускников — это люди, которые побывали в местах лишения свободы. Естественно, они нуждаются в ресоциализации. Без помощи кураторов тут не обойтись. Тот пример сохранения жилья усилиями Фонда, который я описала, – не единственный. Ведь мы уже 6 лет сопровождаем выпускников в местах локального проживания. Тем не менее, бывали случаи, когда нам не удавалось предотвратить непоправимое: потерю жилья, работы, распад семьи. Всё дело в том, что все наши проекты реализуются в течение 6-7 месяцев, дальше идёт перерыв, и следующий проект реализуется спустя три-четыре месяца. Финансирование идёт дискретно, в результате всё, что наработано, рушится. Ситуация с адаптацией выпускников к взрослой жизни нестабильна, этим ребятам нужен постоянный контроль и поддержка одновременно, им требуется обсуждение в текущем режиме самых различных ситуаций, в которые они попадают. Если бы проекты сопровождения были долгосрочными, то конечно, ситуация была бы гораздо лучше и стабильнее.
  • Спасибо за рассказ!