О социальном сопровождении выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и замещающих семей

Постинтернатная адаптация и успешная интеграция в общество для детей-сирот является актуальной проблемой, поскольку переход от периода детства к периоду взрослости сложен для любого ребенка, а тем более сироты,  выросшего в  учреждении на полном государственном обеспечении в мире, соприкасающемся с реальностью только отдельными сторонами. Многочисленные исследования последних лет показывают наличие серьезных и сложных проблем в социальной адаптации выпускников детских домов. По данным генпрокуратуры успешно интегрируются  только 10% выпускников детских домов, образно говоря, коэффициент полезного действия (воспитания) детских домов составляет 10%.

Проблема адаптации выпускников из организаций для детей-сирот и лиц из их числа нашла свое отражение в Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы.  Стратегия утверждена Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. N 761,  в которой ставится задача создания целостной системы постинтернатного сопровождения выпускников организаций для детей-сирот и лиц из их числа для их социализации в обществе.

Благотворительный фонд «Дети России – Будущее Мира»  10 лет занимается оказанием помощи выпускникам детских домов г.Новосибирске., последние 5 лет —  в местах локального проживания, реализуя проекты постинтернатного сопровождения при финансовой поддержке федеральных грантов, а также выполняя муниципальный заказ.

Полученный нами опыт постинтернатного сопровождения выпускников свидетельствует,  что у подавляющего большинства воспитанников учреждений для детей-сирот сформирован особый социально-психологический статус, который характеризуется наличием иждивенческих установок, низким уровнем трудовой мотивации, правовой грамотности, личностными деформациями, что в свою очередь приводит к большим трудностям в  социальной адаптации этих ребят. Практически указанная категория детей-сирот и лиц из их числа нуждается в  ресоциализации.

Вступая в самостоятельную жизнь, выпускники сталкиваются с проблемами получения (поиска) жилья, поиска работы, организации быта, питания, взаимодействия с широким социумом, организацией свободного времени, получения медицинской помощи, создания и сохранения собственной семьи и многим другими проблемами. Выпускники испытывают дискриминацию со стороны внешнего мира (неприятие, нетерпимость), для них велик риск вовлечения в криминальное сообщество, риск стать объектом мошеннических действий. У большинства  выпускников не сформированы адекватные представления об обществе, его культуре и ценностях, не развиты социально значимые качества, способствующие реализации адаптационных возможностей и механизмов социализации.

Проблемы адаптации в постинтернатном периоде усугубляются существующей в г.Новосибирске и  области системой локального поселения выпускников организаций и замещающих семей в определенных микрорайонах, где компактно проживают по 300 — 500 бывших воспитанников. Образуются сегрегированные группы, с особым социально-психологическим статусом, объединенные общей территорией проживания. В этих условиях не действует механизм естественной адаптации, т.к. отсутствует благоприятное социальное окружение.

Результаты мониторинга социальной ситуации в среде выпускников детских домов и замещающих семей (всего проанкетировано 816 человек) в местах локального проживания в Ленинском, Кировском, Калининском,  Первомайском районах г. Новосибирска позволяют сделать следующие выводы:

1) 80% выпускников не имеют мотивации к труду (не трудоустроены -67%, желают трудоустроиться 11%),

2) особенно глубоко развиты потребительские установки,

3) безответственное материнство,

4) отсутствуют навыки планирования бюджета, распоряжения денежными средствами, крайне слабы бытовые  навыки. Выпускники не  знают, либо не считают нужным выполнять свои обязанности по содержанию, по оплате жилья, более половины из них имеют большие задолженности.

В крайне трудной жизненной ситуации находятся семьи выпускниц с детьми, есть среди них несовершеннолетние матери, матери с двумя, тремя детьми. Наш мониторинг выявил, что 60% выпускниц являются матерями-одиночками, 12% заключили брак, но с супругами не проживают,  воспитывают детей без помощи отцов.

Как правило, у выпускниц нет профессии, нет и перспективы трудоустройства, а, следовательно, средства для существования ограничиваются мизерным размером пособий. После достижения ребенком возраста 1,5 лет, мать и малыш имеют около 500 руб. ежемесячного пособия. Некоторые выпускницы находят выход из положения…в рождении второго, третьего ребенка.

У выпускниц низкий уровень психологической готовности к материнству, отсутствуют навыки ухода за детьми, умения и знания по развитию, воспитанию детей. Все это ведет к высокому риску социального сиротства.

Правовая безграмотность и правовой нигилизм выпускников также осложняют ситуацию с адаптацией и социализацией выпускников, они не могут реализовать свои права, а также совершают правонарушения или сами становятся мишенью для мошенников. В местах локального проживания активно действуют преступные элементы, которые преследуют цели овладения жильем и денежными средствами, полученными по выпуску из детского дома или ПУ. Выпускников запугивают, обманывают, шантажируют и, в конечном результате, оставляют без жилья. В 2013г. мы вынуждены были обратиться к прокурору г. Новосибирска в связи с тем, что не могли установить местонахождение 31 выпускника, получившего муниципальное жилье. В результате предпринятых мер прокурорского реагирования, удалось найти 20 человек, выяснилось, что пятерых молодых ребят нет в живых, местонахождение шестерых не установлено.

В целях предотвращения потери жилья, кураторы фонда проводили профилактическую разъяснительную работу с выпускниками, взаимодействовали с паспортными столами, управляющими компаниями, обращались в полицию, прокуратуру по фактам принуждения выпускников к продаже жилья, оказывали помощь в погашении задолженности за жилье. Так Максиму Б. пришлось временно предоставить убежище, чтобы не совершилась сделка купли-продажи его комнаты и т.д. В ряде случаев удалось сохранить жилье за выпускниками, но ситуация крайне неустойчивая, особенно по жилью, которое предоставлялось до 2013г. и подлежит приватизации.

В настоящее время мы наблюдаем тенденцию подготовки мошенниками схем отъема у выпускников студий, предоставленных  уже по новому «защищенному» законодательству.  

Особую группу представляют выпускники – инвалиды, особенно инвалиды по психическим заболеваниям, испытывающие трудности в самостоятельной жизни, не имеющие помощников и доставляющие неудобства соседям. Кроме того, среди выпускников, около 25 % — воспитанники коррекционных учреждений — это лица с ограниченными возможностями здоровья,   которые по психическому статусу испытывают трудности в выстраивании коммуникативных связей и нуждаются в длительном социальном сопровождении.

Категория выпускников , совершивших противоправные действия и побывавших в местах лишения свободы, составляет по нашим данным 5 — 7% от проживающих в местах локального проживания. Они  также нуждаются в особом социальном сопровождении.

Выпускники детских домов испытывают трудности при взаимодействии с социальными институтами (управляющие компании, службы занятости, службы социальной поддержки населения),  с правоохранительными органами, что связано как с личностными особенностями выпускников, так и с некорректным отношением  сотрудников указанных служб.

Достижение выпускником возраста 23-х лет не является свидетельством его социальной зрелости и успешной адаптации, большинство из них нуждаются в помощи и поддержке, особенно инвалиды, матери-одиночки и семьи с малолетними детьми, лица, вернувшиеся из мест лишения свободы. По результатам проведенного анкетирования из 100 выпускников, находившихся на постинтернатном сопровождении в течение 1 года, только 6 заявили, что не нуждаются в сопровождении.

Не смотря на развитие в последние годы семейных форм жизнеустройства сирот, выпускники приемных и опекунских семей в большинстве своем также не социализированы, по достижению совершеннолетия связей с замещающими родителями не поддерживают и также нуждаются в помощи и поддержке.

В рамках постинтернатного сопровождения кураторы, юристы, психологи Фонда оказывают помощь в поиске работы, трудоустройстве, постановке на учет в службе занятости, в продолжении образования в сменных школах, в ПУ, в прохождении медико-социальной экспертизы, в получении высокотехнологичной медицинской помощи, в оформлении социальных пособий и выплат на детей, в т.ч. материнского капитала, средств на обустройство жилья, оказывают содействие в получении льгот и пособий, в освоении навыков организации быта, ухода за детьми, в восстановлении утраченных связей с родственниками и т.д.  Проводится правовое просвещение, оказывается юридическая помощь по вопросам гражданского , жилищного, семейного, трудового, пенсионного законодательства, психологическая помощь и поддержка, принимаются меры по предотвращению мошенничества с жильем выпускников, разъясняются права и обязанности по содержанию и оплате жилья и др. Нами разработана программа правового просвещения выпускников организаций для детей-сирот, лиц, находящихся (находившихся) под попечительством, в приемных семьях, которая  в 2016г. успешно апробирована в

3-х  организациях —   ГБПОУ НСО  «Новосибирский центр профессионального обучения № 1»  (ПУ  №22), «Новосибирский центр профессионального обучения №2» (ПУ №18), ГБПОУ НСО «Новосибирский колледж почтовой связи и сервиса» (ПЛ №51).

Об эффективности сопровождения свидетельствуют цифры. Например, с июня по ноябрь 2016г. Фонд согласно контракту сопровождал 46 выпускников организаций для сирот в местах локального их проживания в Ленинском, Калининском, Первомайском районах г. Новосибирска. трудоустроены  -21 человек, ни один из сопровождаемых не совершил противоправных действий, в т.ч. 6 выпускников, имеют судимости. Улучшилась ситуация по оплате за жилье и коммунальные услуги: на июнь 2016г. долги свыше 10.000 рублей имели 41 человек, в ноябре – 25 человек либо погасили долг, либо кардинально сократили задолженность. Повысилась родительская компетентность и ответственность выпускниц, имеющих детей,  они стали интересоваться физическим и психическим развитием детей, предлагают детям различные игры, создают безопасную среду для детей (убирают ядовитые вещества, опасные предметы, закрывают окна и двери). Воспитывают детей самостоятельно, не оставляют без присмотра, дети в основном чистые, посещают дет сад, не зарегистрированы случаи отказа от ребенка, оставления в родильном доме.

В то же время, учитывая социально – психологические особенности указанной категории лиц, необходимо констатировать, что устойчивый эффект достижим только при длительном непрерывном сопровождении в течении 2-х лет и более.

Таким образом, постинтернатное сопровождение выпускников – вынужденная, но крайне необходимая мера помощи, несоциализированным выпускникам организаций для детей-сирот, замещающих семей в условиях самостоятельного проживания.

В соответствие с Постановлением Правительства РФ от 24.05.2014г. № 481 « О деятельности организации для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей»   указанные организации  могут предоставлять помощь в социальной адаптации детей в возрасте до 18 лет и лиц в возрасте от 18 лет и старше  , по  подготовке детей к самостоятельной жизни и в этих целях взаимодействовать с негосударственными некоммерческими организациями, в том числе с благотворительными фондами.

В работе с выпускниками важно учитывать присущую этой категории пассивность в разрешении возникающих жизненных проблем, уход от реальности, в пьянство, в озлобленность к социуму, поэтому сопровождение должно строиться на принципах активного патранирования, социальной диагностики и оказания индивидуально – ориентированной помощи (содействия). Именно такими принципами руководствуются  специалисты Фонда «Дети России – Будущее Мира», работая с выпускниками, активно посещая их «на дому», находясь круглосуточно на связи, направляя, обучая и поддерживая, мотивируя на труд, самообеспечение, на выполнение общественных норм  и законов.

Исходя из вышеизложенного, учитывая, что в местах компактного проживания выпускников интернатных учреждений складывается социально-напряженная ситуация, считаем крайне необходимым  сопровождение в постинтернатном периоде выпускников организаций для детей-сирот и лиц из их числа в местах их локального проживания. Категории лиц, подлежащих постинтернатному сопровождению должны состоять как из выпускников организаций для детей-сирот, так и  выпускников замещающих семей. Сроки сопровождения должны быть индивидуальны в зависимости от степени социализации,  и не ограничиваться возрастом 23 года.

Только серьезная планомерная работа сегодня поможет спасти завтра для выпускников детских домов и для их детей.

Добавить комментарий