Доклад Анастасии Супрун на круглом столе уполномоченного по правам ребенка

Во вторник 28 ноября в центре культуры и отдыха «Победа» в рамках VI Общегородского форума «Новосибирск — город безграничных возможностей», организованного департаментом по социальной политике мэрии города Новосибирска, прошёл межрегиональный круглый стол уполномоченных по правам ребёнка Сибирского федерального округа «Дети — будущее России: сохранение традиционных семейных ценностей и укрепление связи поколений». На круглом столе выступила президент Благотворительного Фонда «Дети России — Будущее Мира» Анастасия Владимировна Супрун, и высказанные ею оценки предложения в сфере воспитательной стратегии в школах — вызвали оживленное обсуждение участников. Публикуем здесь доклад Анастасии Владимировны целиком. 

«Приветствую уважаемых гостей и участников мероприятия! Благотворительный Фонд «Дети России — Будущее Мира» создан в 2004 году. Миссия фонда — содействие созданию условий равных прав и возможностей для детей-сирот, выпускников детских домов, семей с детьми в трудной жизненной ситуации, семей с детьми находящихся в зоне военных конфликтов и семей вынужденных переселенцев.

Социальными партнерами фонда на протяжении многих лет являются Министерство труда и социального развития Новосибирской области, Департамент по социальной политике мэрии города Новосибирска, Министерство региональной политики Новосибирской области. Мы регулярно реализуем проекты при поддержке Фонда президентских грантов.

За 19 лет работы Фонда реализовано более 60 социально-значимых проектов. В среднем фонд реализует 5 благотворительных программ в год в интересах детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей; выпускников центров помощи детям-сиротами и опекунских семей; помогает опекунским, приёмным семьям, кризисным семьям с угрозой отобрания детей, в том числе женщинам-матерям в местах лишения свободы; также помощь фонда получают семьи с детьми, находящиеся в трудной жизненной ситуации, в том числе пострадавшие от военных действий вынужденные переселенцы, семьи, пострадавшие от экономических  последствий пандемии; в последнее время нашими благополучателями стали семьи с детьми участников боевых действий. 

В своей работе мы ориентируемся на актуальные проблемы, встающие перед обществом. Например, с пандемии COVID-19  частью работы юристов Фонда стала правовая помощь родителям, потерявшим работу, чьи права были нарушены. 

Привычная сфера нашей деятельности — гуманитарная помощь семьям пострадавшим от военных конфликтов. После грузинской агрессии в августе 2008 года сильно пострадал Цхинвал, мы выехали туда уже в сентябре 2008 года, а 3 ноября 2008 года мы открыли в Южной Осетии гуманитарную Миссию, которая проработала до ноября 2012 года. Мы участвовали в спасении русских семей из Сирии, и, разумеется, мы с 2014 года работали на Донбассе. Реализовали ряд успешных проектов помощи вынужденным переселенцам из Украины, последний из них выполнен в уходящем году. 

Ещё одно направление нашей работы — содействие школам в воспитании подростков и молодежи, с привлечением семейного окружения. В школах мы  развиваем практики взаимопомощи среди ребят, деятельную связь поколений. Школьники помогают пожилым жителям села, мастерят для детских садов, вместе с родителями готовят празднования. 

Кроме того, мы рассказываем ребятам об истории борьбы нашей страны за  сохранение своей независимости, традиционных ценностей Русского мира. Это не только Великая Отечественная война, но и Афганская и Чеченская войны, борьба с терроризмом и украинским радикальным национализмом. Проводим творческие конкурсы, концерты и смотры, футбольные матчи, военно-спортивные игры и соревнования. 

Наш фонд ежегодно реализует проекты на базе образовательных организаций уже около 10 лет. То есть, работа в направлении воспитания подрастающего поколения проводится Фондом системным образом. И именно тема воспитания сейчас является предметом жарких дискуссий между школой, родительским сообществом и гражданским обществом в целом. 

С 16 по 18 ноября В Санкт-Петербурге состоялся международный культурный форум, на котором также затрагивались вопросы воспитания будущих граждан нашей страны. Особенно ярко прозвучало выступление Никиты Михалкова. Я процитирую фрагмент. «Цунами начинается с волны, а с чего начинается воспитание русского патриота? Министерство просвещения ободряет нас, что теперь у нас будет суверенное образование, а что было до этого и как достичь этой суверенности остается недосказанным, видимо досказывать придется каждому самостоятельно на местах»- сказал Никита Сергеевич. 

Актуальное направление на сегодняшний день — это содействие воспитательной функции школы со стороны НКО.  На школу законодательно вновь возложена воспитательная функция, но школе недостает ресурсов — организационных, кадровых, и иных.

Что показала наша работа в школах? Что ребята ничего не знают о геноциде украинских нацистов в Польше и Белоруссии, о Беслане и Норд-Осте, не знают ничего об Афганской войне, ее причинах. У детей слабая моральная оценка тех или иных исторических событий, они испытывают трудности в анализе и рассуждении. А ведь это необходимые навыки. Вывод простой: школа в целом одна — не в состоянии справиться с этой трудной задачей, и семья одна не справится. Нам противостоят двойные стандарты, ложные ценности транслируемые из всемирной паутины. Оттуда отравленные извращенной информацией, изувеченные выходят в реальный мир наши дети и начинают бороться с тем, что мы им пытаемся донести. Порождаются деструктивные молодежные движения такие как: АУЕ, ЧВК Редан и иные формы агрессивного аниме, Колумбайн.

Почему так происходит?  Одна из причин отсутствие системной воспитательной работы в полном взаимодействии всего школьного сообщества и семьи. Завуч по воспитательной работе отвечает за ведение документации, за отчетность и — прежде всего — мероприятия. Именно на мероприятиях стоит сейчас вся воспитательная работа в школах. Сдаются отчеты о проведенной  воспитательной, патриотической работе, а дети привыкают лишь к формализму плановых мероприятий.

Вместе с тем, степень сотрудничества СО НКО со школами — одна из самых низких. Есть патриотические проекты, но они нацелены также на игры и мероприятия. Смежных комплексных проектов крайне мало.

Первое наше предложение — рассмотреть возможность введения новой должности в школе, по примеру должности старшего пионерского вожатого в школах Советского Союза. Это специалист, ответственный за сопровождение деятельности учащихся в рамках системных воспитательных проектов. Школа может и должна разработать свой авторский воспитательный проект, но сроком не менее чем на 7 лет. Участие школьников в нем должно начинаться с 4 класса. 

В него обязательно должны быть включены политпросвещение, формирование молодежного актива школы  и мероприятия по активной помощи своему государству.

Второе наше предложение — системная поддержка воспитательных проектов СО НКО на базе образовательных организаций. То есть, этот вид социально значимых проектов должен быть внесен в Положения о конкурсах ведущих российских грантовых операторов  как отдельный пункт. Таким образом, будет запущена конкурентная и творческая деятельность в сфере воспитания молодежи, а педагоги-воспитатели в школах получат возможность организационной, кадровой и иной ресурсной поддержки со стороны гражданского общества и некоммерческих организаций. 

Возможно наши предложения покажутся весьма радикальными. Все мы понимаем, насколько консервативной и закрытой является система Министерства образования России. Но вопрос о том какая смена идет за нами и кому мы будем передавать страну не дает в последнее время мне покоя. Можем ли мы доверить нашей молодежи свои достижения и свою старость или позади нас лишь граждане глобального мира равнодушные к своей родине? Волна позади нас или уже цунами?  

Думаю многие собравшиеся здесь — люди неравнодушные, и не раз размышляли об этом. Пожалуй время действовать в этом направлении уже на исходе и медлить более нельзя. Необходимо  усовершенствовать, а на самом деле создать с нуля системную воспитательную  работу, в которой должны принять участие все общественные институты. 

Спасибо за внимание, дорогие участники и коллеги!»

Источник